Выйдут в полис
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Мария Колобова. Известия
ОСАГО в ряде регионов может подорожать вдвое - по всей стране для аварийных водителей стоимость автогражданки вырастет на 15% в ближайшие месяцы
ОСАГО для регионов из "красной зоны" может подорожать вдвое. Это произойдёт после того, как Банк России расширит коридор цен по обязательной автогражданке в обе стороны и увеличит территориальный коэффициент для субъектов, где чаще всего фиксируют недобросовестные действия со страховками. Сейчас в этом перечне два региона - Ингушетия и Новосибирская область. В целом по стране для самых аварийных водителей стоимость полиса уже в ближайшие месяцы вырастет на 15%, ожидают эксперты. Как сообщил "Известиям" директор департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов, совет директоров Банка России в октябре одобрил этот проект. В следующие недели его направят в Минюст, и в ближайшие месяцы новшество заработает.
В России расширят коридор цен на ОСАГО на 15% в обе стороны для легковых автомобилей и на 40% для мотоциклистов. Сейчас, устанавливая стоимость полиса, страховщики вынужденно смещаются к верхней границе, рассказал "Известиям" директор департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов. У них снижается возможность индивидуализировать тарифы. В ЦБ намерены изменить максимальную и минимальную допустимую стоимость полиса, чтобы это исправить. В октябре совет директоров Банка России одобрил этот проект. Скоро его планируют направить в Минюст, сообщил Илья Смирнов. В ближайшие месяцы он уже заработает.
После внедрения изменений стоимость ОСАГО вырастет у самых аварийных водителей. Таких людей, у которых в прошлом году было условно восемь аварий. Этих автовладельцев будет немного по всей стране. При этом повышение тарифов для них даст возможность дешевле продавать полисы аккуратным водителям, продолжил Илья Смирнов.
Кроме того, решено вдвое увеличить территориальный коэффициент для регионов из "красной зоны". В неё входят субъекты с большим количеством недобросовестных действий, например мошенничеств. Сейчас в перечне ЦБ их только два - Ингушетия и Новосибирская область.
За счёт этого всей стране не придётся платить за регионы из "красной зоны". Деньги не будут фактически перекачиваться, пояснил Илья Смирнов. По его словам, увеличивая территориальный коэффициент для рисковых субъектов РФ, Банк России расширит возможность делать цену более индивидуальной.
- Средняя стоимость ОСАГО не растёт по стране в последние годы. Если наша ставка сыграет, то у небольшого числа водителей цена увеличится, а средняя стоимость полиса не изменится... В нынешних условиях ценник лишь будет немного двигаться из-за роста запчастей, зарплат, инфляции. Но достаточно высокая конкуренция за аккуратных водителей на рынке будет сдерживать цены, - сообщил он.
После вступления в силу описанных изменений верхняя граница тарифного коридора (базовой ставки) для легковых автомобилей составит 8665 рублей, а нижняя- 1399, рассказали "Известиям" в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Изменится и территориальный коэффициент. По подсчётам РСА, ЦБ планирует увеличить его для 14 населённых пунктов и снизить для 12.
Для Ингушетии и Новосибирской области территориальный коэффициент поднимут вдвое. Сейчас, например, для Назрани (Республика Ингушетия) он составляет 0,82 для легковых автомобилей, а после принятия указания составит 1,64. А для Новосибирска вырастет с 1,56 до 3,12. Этот показатель зависит от трафика на дорогах, поскольку он напрямую связан с уровнем аварийности и плотностью движения в конкретном регионе. Кроме того, страховщики могут учитывать ситуацию с выплатами и уровнем мошеннических практик в регионе.
Регионы из "красной зоны" определяются по мониторингу ЦБ. В расчёт берут индикаторы, которые могут говорить о повышенных рисках мошенничества. Например, доля страховых случаев с признаком "неоднократности" (когда в ДТП участвовали одни и те же лица). В Новосибирской области и в Ингушетии он превышает средний показатель по России в четыре и в три раза соответственно, рассказал директор по развитию портфеля ОСАГО "Росгосстраха" Юрий Стрекалов.
За счёт двух описанных изменений цена ОСАГО максимально может вырасти в 2,3 раза, сообщил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Но это будет редкий случай - речь о самом аварийном водителе, у которого автомобиль зарегистрирован в регионе из "красной зоны".
В целом же индивидуализация тарифов способствует даже снижению средней стоимости ОСАГО, отметили в РСА. Так, цена годовых полисов в 2025-м упала на 5% по сравнению с предыдущим годом и за восемь месяцев текущего года составила 7,2 тыс. При этом средняя выплата выросла на 15%, почти до 113 тыс.
- Сейчас на рынке ОСАГО около 30% недотарифицированных клиентов, то есть автомобилистов, которым с учётом их аварийности нынешней базовой ставки недостаточно для назначения справедливой страховой премии. Таким образом, за счёт расширения тарифного коридора роста цены полиса стоит ожидать именно в этом сегменте, и составит он не более 15% для легковых автомобилей и 40% для мотоциклов, - сообщил Юрий Стрекалов из "Росгосстраха".
Он добавил: тарификация станет более сбалансированной. В среднем цена полиса ОСАГО на рынке не вырастет или увеличится незначительно, в пределах инфляции.
Чем свободнее тарифы, тем лучше для менее аварийных клиентов, так как ценообразование становится более справедливым, считает директор департамента обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Роман Лободин. Кроме того, это снижает давление на регионы, в которых убыточность по ОСАГО находится на прием-лемомуровне.
При этом в субъектах из "красной зоны" цена полиса вырастет вдвое, отметил заместитель генерального директора СК "МАКС" Александр Горяинов. Это будет самый значительный ценовойшок для автовладельцев в этих регионах, поскольку этот коэффициент - один из основных в формуле расчёта, подчеркнула гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.
Клиентам с хорошей историей переживать не стоит, так как страховщик сможет использовать для них расширенный коридор базовых тарифов.
В то же время, если стоимость полиса, например, в Новосибирской области вырастет на 100%, в регионах с низким уровнем аварийности, таких как Москва или Краснодар, тарифы могут упасть на 10-15%, считает Горяинов.
Расширение тарифного коридора было неизбежно на фоне существенного роста средней выплаты, обусловленной удорожанием запчастей и ремонтных работ, отметил Алексей Бредихин. Однако, по его мнению, дальше произойдёт повышение и средней стоимости ОСАГО - примерно на 15%.
В целом либерализация тарифов по обязательной автогражданке полезна, потому что это гарантирует эффективную работу рыночных механизмов, заключил эксперт.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.