Продюсер, композитор, певец, лидер легендарной группы «Руки Вверх!», бизнесмен... Список можно продолжать, и это не просто названия. Сергей Жуков успешно снимает кино, продюсирует спектакли, занимается творческими проектами во всех направлениях и при этом по-прежнему собирает стадионы по всей стране. А еще он отец пятерых детей и прекрасный семьянин. В чем секрет его профессионализма? В чем тайна народной любви к Жукову? Как он все успевает? Об этом мы поговорили с Сергеем в перерывах между репетициями музыкального спектакля «Ты у меня одна», который он готовил к выпуску на сцене Московского Губернского театра.
— Очень нервно, очень волнительно. Я всю жизнь полагал, что театр — такой добрый дом... Ну, вспоминая, естественно, «Табакерку», МХАТ, куда в юности ходил. Все такое домашнее, неспешное. Это не кинематограф, не шоу-бизнес, это — о великом. Но никогда в жизни не думал, что из всех сфер искусства, в которых я сейчас пытаюсь себя проявить, эта будет самой сложной. Искренне восхищаюсь всеми людьми, которые служат в театрах, и, может быть, даже не в первую очередь режиссерами. Тут все понятно, у вас в «Караване историй» был целый выпуск про Нину... Но команда, актеры, художники, техники, звуковики, персонал, все — до каждого вахтера, которые присутствуют здесь, это новый, удивительный мир. И он для меня очень страшный — в хорошем смысле слова. Это когда ты входишь в темный лес, в руках у тебя одна свечка, и понимаешь, что ее тебе хватит на какое-то время. А потом нужно срочно разжечь костер, чтобы не замерзнуть, не заблудиться и прочее. (Улыбается.) Вот в этом отношении я сейчас как тот самый Данко, который зашел в темное пространство, вырвал свое сердце и пытается найти дорогу. Это моя первая театральная работа. И я очень благодарен Сергею Витальевичу Безрукову и всей команде МГТ, что так тепло нас приняли. Помогают, подсказывают, поддерживают.
— Еще и сын, плюс я и как композитор, и как продюсер, поэтому переживаю за каждое направление. Вот вы спросили, как мне актерство. Ну, я все равно чуть-чуть актер, как ни крути. Каждый концерт — это некая роль, определенная игра. Выходил на сцену на стадионах на 80 тысяч человек и не боялся, для меня это уже просто норм. Все спрашивают: «Как ты можешь?» Я говорю: «Слушайте, ну я в этом как бы живу». А здесь, в театре, ты выходишь, может быть, на 700 человек, и волнение в тысячу раз больше. Но переживаю я не столько за себя. Я волнуюсь за всех актеров, за декорации, за звук, за свет, за реакцию зрителей. Даже за пустые места в зале. Вот у нас с первого же спектакля аншлаги, все билеты уже проданы. Для «Руки Вверх!» это знакомая история, а для начинающего театрального продюсера — нет. И этим я очень горд! Все билеты проданы, но в зале вижу два пустующих места в седьмом ряду и волнуюсь, почему же люди не дошли. В общем, доля продюсера — волноваться за все. И это классно, это дает мне возможность верить, что я для себя нашел еще одну дорожку, по которой планирую пойти дальше. Очень хочу развиваться в этом направлении...
— Ну вот, предугадывая этот вопрос, скажу вам: давайте сейчас прямо забьемся, как молодежь говорит, и встретимся через два-три года, когда я буду уже театральным продюсером с несколькими постановками и смогу рассказать больше про этот мир. Но поверьте, я очень хочу сделать много хорошего, и это уникальная возможность еще раз что-то сделать для людей. Я дарил песни. Я снимал кино, делал сериалы, мы творили для людей — и все это имело успех. Сейчас пошли в театр, начинаем заниматься мюзиклами, музыкальными спектаклями — и это тоже для людей. Это все счастье — дарить радость, эмоции и получать отклик, вот что самое главное. Поэтому сейчас я по-настоящему заболел театром... Но мне кажется, что в него нельзя всем. Вот правда. И я еще не знаю, можно ли мне.
— Конечно. Я с этим театром три года плотно работаю, и когда увидела вас на сцене на техническом прогоне, простите, Сергей, но это не лесть... Это — отзыв до отзывов. Вот вы спросили, затронуло ли что-то сердце. В театре это главное — затронуть сердца. И только это существует. Если бы вы даже, не дай бог, фальшивили или были одеты в неподходящий костюм... Да плевать! Меня эмоционально захватило это действо...
— Спасибо большое. Вы меня еще больше вдохновляете, даете возможность поверить в то, что все правильно делаю. Я знаете про что? Так было у нас в кино и вообще в киноиндустрии. Потребовалось несколько лет для того, чтобы люди перестали ассоциировать Жукова с «Ну где же вы, девчонки» и «Крошкой моей». То есть когда говорят: «Вот Сергей Жуков, продюсер сериала «Плакса», например...» — реакция такая: «Жуков, тот самый? А что, он кино снимает?» А потом бац — и у нас первая работа, вторая, третья с рейтингом выше многих сериалов, которые были в том году. Фильм «Руки Вверх!» — в топе лучших фильмов 2025 года, сборы почти миллиард.
И сидит, образно говоря, вот эта старая гвардия индустрии кино и говорит: «Жуков — что за выскочка? Нам потребовалось 30—40 лет, чтобы в этом укрепиться... И тут пришел Жуков, и у него все получается, что это такое?!» И знаете, это по-честному творчески заводит, сразу хочется сказать: «Я вам покажу, я вам докажу, смотрите, скоро такой фильм сниму, а еще у меня вот такая есть задумка». И сейчас мне так приятно, что те же директора каналов, те же большие режиссеры уже приглашают меня на кинопроекты, на телепроекты. И это значит, что все-таки я стал там чуть-чуть своим.
Когда задумал этот спектакль «Ты у меня одна», постановку которого поддерживает Президентский фонд культурных инициатив, мы стали искать площадку. Я пообщался с руководителями многих театров.
— Серьезно?
— Конечно. Встречался со всеми: Безруков, Хабенский, Машков, Миронов... Это такой мир, такие люди! И я уже не просто смотрю на них с экрана или из зрительного зала, а сижу с ними и обсуждаю планы на свой спектакль. Мне приятно, что абсолютно на равных со мной говорит Костя Хабенский, объясняет, что к ним в репертуар войти по времени не получится, но советует, кому предложить еще. Люди меня понимают, видят, что это хороший проект, желают удачи. Это очень ценно для меня.
И все погрешности на техпрогоне — балка уехала или не уехала — абсолютно не про это. А вот про то, что вы сказали: тебя это либо трогает, либо вообще не трогает. Поэтому можно сколько угодно ставить «Репку», но иногда она становится шедевром, а иногда просто детским утренником.
— А еще очень трудно работать с детьми и для детей. Это особая стезя, не всем дается.
— Так вышло, что все, что я планирую в ближайшее время, будет сделано с детьми, для детей, вместе с детьми и для семейного просмотра. Мы выбрали себе такую дорогу, труднейшую из всех, даже девиз нашей компании «Руки Вверх Интертеймент» — «Объединяя поколения». Мы хотим делать продукты, которые на просмотре соберут сразу несколько поколений — бабушку, маму и внучку. И чтобы каждая из них для себя что-то нашла. Это очень классно.
Но работать с разными поколениями сложно. Как говорят, «неблагодарная работа». Но вот поверьте, это еще больше возбуждает. Напишите: воз-буж-да-ет. В хорошем смысле слова, потому что да, это такой прямо задел на что-то большое. Я хочу, чтобы на «Ты у меня одна» родители приходили с детьми и потом обсуждали бы постановку вместе. Или целым классом приходили и тоже обсуждали. Тема спектакля очень важная, его действие происходит в годы Великой Отечественной войны. И очень важно с детьми говорить об этом.
— Сергей, не могу не посвятить один вопрос Энджелу, раз он тоже герой этого спектакля. Вы знаете, я в 11 лет, когда он уже начал свою творческую деятельность, еще реально играла в куклы. Восхищаюсь детьми, которые могут учиться дома, сниматься в кино, играть в театре... Это огромная дисциплина, труд... Но я не верю, что вы заставляете его день и ночь вот этот моторчик вертеть — здесь позанимайся, туда съезди, то сделай. Откуда это берется? Вы его отец...
— Вы знаете, я очень хочу, чтобы люди, которые будут читать нашу статью, понимали главное: мы самая обычная семья. Мы не родились с золотой ложкой во рту, не пукаем розами, как очень часто все думают. Мы абсолютно такие же, как все, и ругаемся до хрипоты, до нервов, до истерик.
У нас все то же самое. Дети так же хулиганят, они так же ленятся. Мы так же в шоке от их проделок. Мы ничем не отличаемся от обычной семьи из любого города страны. Просто они растут в другом мире. Они на нашем примере видят очень много хорошего. Пример — самое важное, что есть в семье. Все первые лекала мы все равно считываем с родителей. «Мой папа так делал, а мама так» — ты всегда будешь, когда растешь, думать, как делали родители или как было у них. Почему многие повторяют судьбу — разводы или еще что-то — очень часто... И когда они видят, что мама с папой живут в абсолютнейшей любви, когда видят заботу, ласку, наивность, нежность, очень сложно здесь не стать кем-то, стать пустотой. Тогда ребенок говорит: «Я тоже хочу, чтобы у меня так получилось!» И я отвечаю: «Так давай, сынок или дочь, пожалуйста, весь мир открыт».
Договорились с детьми так: что бы они ни выбрали, чем бы ни занимались, мы всегда поможем. Поможем без упреков или какого-то давления типа «Нет, ты должен играть в футбол» или «Нет, ты обязательно должен идти на скрипку» — без вот этого всего. Не хочешь? Договорились. Правда, так можно? Да, можно так. Можно. Но это не значит, что ты совсем не будешь ничего делать.
Это значит, что просто тогда выбери, куда ты направишься. Давай, расскажи нам, мы будем помогать. Мы тоже даже не могли подумать и поверить в то, что они все до единого выберут творческие пути. Понятно, в детстве все поют и танцуют в детских народных ансамблях, мы все умиляемся, в садике и школе хлопаем. Но Энджел играет в Детском музыкальном театре юного актера. Он только туда поступил, как через два месяца Александр Львович Федоров говорит: «Сереж, давай, приводи Энджела, будем пробовать его в «Вождь краснокожих» на главного героя». Я говорю: «Батюшки, в смысле, а как?» Все, бац — человек получает главную роль! Мы сидим в зале, плачем с Региной, это первый наш сын, играющий в большом театральном спектакле.
А потом театр переехал, и вдруг ему дают роль Оливера Твиста. Мы вообще в шоке. Я говорю: «Сейчас все вокруг скажут — ну понятно, Жуков заплатил, устроил сына». Потому что это выглядит очень странно. Но ведь никто не может засунуть в театр на главную роль бездарность. Ни один худрук не возьмет, ни один режиссер, а уж ребенка тем более. Берут только тех, в кого верят.
— Вот про то я и говорю, что много одаренные дети в 15—16 лет работают уже как взрослые, это удивительно...
— Я говорю: «Регин, вот видишь, получилось. У него получилось!» Да не у нас получилось — у него. Вот это к вопросу про то, что на самом деле они с детства уже работают, вкалывают. Привыкли по 12 часов быть на репетициях. Они все в синяках, танцуют, поют, снимают клипы, ездят куда-то. Сейчас на телевидении пошли программы и прочее — кино, сериалы. Да, бывают моменты, они говорят: «Все, я никуда не хочу, хочу просто гулять с друзьями». Мы это тоже понимаем, конечно. И понимаем, когда дочь говорит: «А можно я приду домой в 12 ночи?» Ей через год 18 лет, и что мы ей можем сказать? Быть дурацкими очкастыми родителями с ремнем, которые поджидают?.. Нет, у нас вообще нет наказаний. Есть наказание в виде того, что ребенок сам должен дойти до того, что он сделал нечто не очень приятное для своих родителей. И когда он сам подходит и говорит: «Ну простите, пожалуйста, я правда все понял», — это лучшая награда.
— Последний вопрос. Думаю, для миллионов ваших поклонников это важно. В следующем году юбилей группы «Руки Вверх!» — 30 лет! Что хорошего ждет зрителей, поклонников в связи с этим?
— Вы знаете, 30-летие «Руки Вверх!», безусловно, будет главным событием в нашей жизни... Вообще, группа, продержавшаяся 30 лет, это такая, мне кажется, золотая книга шоу-бизнеса в любой стране, во всем мире. По пальцам можно пересчитать коллективы, которые спустя столько лет способны не только до сих пор жить, но и собирать стадионы. И поэтому огромное счастье быть одним из таких людей, одним из таких музыкантов. Конечно, мы хотим, чтобы юбилей запомнился — в первую очередь не нам, а поклонникам, зрителям, слушателям — тем, кто с нами был все эти годы. Поэтому запланирован вот такой большой стадионный тур. Мы взяли все самые крупные и новые стадионы страны, которые есть, и решили просто их проехать.
— Только вы могли такое сделать.
— Это прямо так реально и есть, с июня по август у нас будет, по-моему, девять стадионов. Билеты уже очень активно раскупаются. Например, в Волгограде 15 тысяч билетов куплено на данный момент. А в «Лужниках» на следующий год уже куплено 35 тысяч билетов. Кто его знает, может, и два концерта подряд придется делать, чтобы всех желающих вместить. И конечно, этим туром мы хотели показать массовость музыки«Руки Вверх!», которая для всех людей одинаково приятна — и для родителей, и для их детей, и для внуков.
Также на следующий год запланировано продолжение съемок картины «Руки Вверх!». Первый фильм собрал в прокате миллиард, но в него мы и половины интересных историй, происходивших с нами, не вместили. Поэтому будет продолжение.